Главная/Документы/Программа художественно-эстетического развития

Программа художественно-эстетического развития


ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

                                                      "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ПАРАЛЛЕЛИ"

 

143980, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.О. БАЛАШИХА, Г БАЛАШИХА, МКР. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, УЛ ПРОЛЕТАРСКАЯ, Д. 7, ПОМЕЩ. VII

ОГРН 1245000057224  ИНН 5012113336

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Генеральный директор

ООО «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ШКОЛА ПАРАЛЛЕЛИ»

_______________ / Щевьёва Г. С.

20 ноября 2024 г.

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московская область 2024 г.

 
 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетическое развитие» (далее – программа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации:

Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 года N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

       Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником, нужно только помочь ему развить свои способности.

       Рабочая программа направлена на развитие личности, развитие его мотивации к творчеству, обеспечение его эмоционального благополучия, формирование его художественно-творческих способностей.

       Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

- необходимость пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

- сформировать у них изобразительные навыки и умения.

       Использование необходимого материала и оригинальных, нетрадиционных техник позволяет детям испытывать положительные эмоции в процессе обучения. Нетрадиционные способы изображения близки к игре и просты по технологии. Каждому ребенку интересно получить изображение, рисуя пальцами или ладонью. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, пробует свои силы и совершенствует способы. Поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, переходить от механического выполнения указаний педагога к самостоятельному творчеству.

       Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность работы на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

       В программе отражены все времена года, где используется разная техника рисования, а также включены такие виды художественной деятельности, как аппликация и лепка. Темы данной программы отражают аспекты окружающего мира, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

       Данная программа формирует:

  • Умение правильно держать карандаш.
  • Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами.
  • Умение смешивать краски.
  • Умение изображать предметы и объекты разных форм.
  • Владеть способами нетрадиционного раскрашивания.
  • Умение экспериментировать с изобразительным материалом.
  • Умение пользоваться трафаретами и печатями при работе.
  • Использовать навыки в самостоятельной деятельности.

       Направленность программы: художественно-эстетическая. Форма обучения: очная.

       Адресат программы – программа предназначена для детей старшего дошкольного возраст – (для детей 5- 6 лет) и на подготовительный к школе возраст – (для детей 6-7 лет).

       Объем программы: 30 часов для детей старшего дошкольного возраст – (для детей 5- 6 лет); 36 часов для детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет).

       Срок реализации программы: с сентября по май, 2 года

       Режим занятий: образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю с перерывами на физкультминутки:

•   для детей 5 – 6 лет: 25 минут с перерывом 10 минут.

•   для детей 6 – 7 лет: 30 минут с перерывом 10 минут.

 

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

       Приобщение личности к миру художественно-эстетической деятельности во все времена являлось традиционным приоритетом образования. Общество и культура, являясь существенными составляющими личностного развития, конструируют его национальный художественно-эстетический контекст, превращающий их в целостность.

       Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

       Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие для детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок. Оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи. Познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания. Продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

       Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

       Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

       Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность.

 

    1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

       Цель данной программы:

      • развить  художественные  творческие  способности  дошкольников посредством использования разнообразных техник и материалов.

 

       Задачи для детей 5 – 6 лет:

Образовательные:

  • уметь штриховать разные формы, соблюдая форму и цветовую гамму;
  • смешивать краски 2 – 3х основных цветов в палитре или сырому слою;
  • владение способами нетрадиционного метода рисования;
  • использовать различный материал по основным видам художественной деятельности;
  • композиционные умения.

 

       Задачи для детей 6 – 7 лет.

Образовательные:

  • Познакомить и обучить детей различным техникам рисования;
  • Учить рисовать пейзажи по временам года, правильно подбирая соответствующие краски,
  • Познакомить детей с национальными орнаментами. Учить рисовать их применяя разную не традиционную технику
  • Познакомить с особенностями русской национальной одежды
  • Познакомить с элементами хохломской росписи
  • Научить делать росписи на посудах.
  • Научить особенностям выполнения техники дымковских узоров.
  • Научить рисовать по памяти, с натуры, по представлению.

Воспитательные:

  • привить интерес и любовь к художественной деятельности;
  • привить аккуратность, усидчивость, терпение;
  • доводить начатое дело до конца;
  • уметь оценивать свою работу и работу других детей.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • привить художественный вкус;
  • развить изобразительные способности и творческое воображение;
  • развивать навыки художественной деятельности.

 

    1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ

       Критериями оценки достижения детьми дошкольного возраста планируемых результатов освоения программы является система специфических (художественных) действий

Критерии

Показатели

Результат

Восприятие художественного образа (произведения)

Эмоциональный отклик на произведения искусства

Видит, ощущает, чувствует

Способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы

Понимает прекрасное в искусстве и

действительности

Познание художественного образа

интерес к художественно-

эстетической деятельности

Владеет знаниями и представлениями о различных видах искусства

активность, направленная на

эстетическое освоение мира посредством искусства

Самостоятельное создание художественного образа (эстетического объекта)

владеет практическими

художественными умениями

Создает продукт художественно- эстетической деятельности с использованием различных изобразительных

средств

способен самостоятельно создать продукт художественно-эстетической деятельности

 

Ожидаемые результаты для детей 5 – 6 лет:

  • Свободно владеть карандашом и кисточкой без напряжения проводить линии в различных направлениях.
  • Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы.
  • Составлять композицию из предметов.
  • Владеть нетрадиционной техникой рисования.
  • Смешивать 2 – 3 цвета для получения новых цветов и оттенков.
  • Уметь подбирать различный материал для создания рисунка.
  • Устно описывать изображенные на иллюстрации предметы и явления.

 

       Ожидаемые результаты для детей 6 – 7 лет.

    1. Уметь рисовать пейзажи по временам года, подбирая соответствующие краски.
    2. Отражать в рисунке явления природы.
    3. Передавать в рисунке  форму, общее пространственное  положение, основной цвет предмета.
    4. Свободно пользоваться техникой «Пластилиновая живопись»
    5. Выполнять рисунок куклы в русской национальной одежде.
    6. Знать элементы национального орнамента, уметь их рисовать, применяя разную нетрадиционную технику.
    7. Знать элементы хохломской росписи и расписывать шаблоны посуды.
    8. Знать особенности выполнения техники дымковских узоров.
    9. Самостоятельно расписывать силуэты дымковских игрушек.

 

       Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:

•      ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

•      ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

•      ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

•      творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

•      ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

•      у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

•      ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

•      ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

•      обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными        представлениями     из        области          живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

•      ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

 

 

 

                                                                                                         

 
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

         Воспитательно-образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

         При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.

         При этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способность формировать умение занимать себя позволяет развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам.

         Формировать потребность творчески проводить свободное время в социально – значимых целях, занимаясь различной деятельностью: музыкальной, изобразительной, театральной и др.

         Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • Собеседование.
  • Диагностика.
  • Промежуточная выставка.
  • Участие в конкурсах и выставках различного уровня в соответствии с учебным планом.
  • Традиционное проведение          праздников («Осенние приключения», «День равноденствия» и др.).
  • Презентации групповых проектов.

 

    1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

ПРОГРАММА ПРЕДНАЗНАЧЕНАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ – (ДЛЯ ДЕТЕЙ 5- 6 ЛЕТ)

ПЕРВЫЙ ГОД

Наименование тем

Всего часов

1

Введение в содержание. Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД.

-

2

Начальная диагностика

-

3

1 БЛОК: «ОСЕНЬ»

  • Рисование на свободную тему.
  • Заполнение заданного контурного рисунка цветом.
  • Рисование «Что такое лето?»
  • Рисование «Что созрело в огороде».
  • Рисование «Осенний натюрморт».
  • Рисование «Осенние листья» печатанье листьями.
  • «Осеннее дерево» рисование ладонями.
  • Рисование «Осенний лес» печатанье листьями.
  • Рисование «Ветка рябины» метод тычка.
  • «Пасмурный осенний день» поролон и ватные палочки.
  • «Грибная поляна» пластинография.
  • Творческие проекты детей по пройденной теме.
  • Оформление выставки.
  • Коллективный проект «Осенний пейзаж».

8

4

2 БЛОК: «ЗИМА»

  • Рисование «Снегопад».
  • Рисование «В лесу родилась елочка» методом тычка, рисование пальцами.
  • «Дерево зимой» рисование пальцами с использованием ваты.
  • «Волшебный лес» рисование ладошкой.
  • «Елочка пушистая, нарядная» рисование пальцами, тычок полусухой.
  • Рисование «Новогодняя открытка» - аппликация.
  • Творческие работы по пройденной теме.
  • Коллективная работа «Зимний пейзаж».
  • Инструктаж по технике безопасности, ПДД, ППБ.
  • Рисование «Звездное небо».
  • «Мы лепим снеговиков» пластилиновая живопись.
  • «Снегири на ветке» рисование методом тычка.
  • «Волшебные рисунки» кляксография.
  • Рисование «Неведомый зверь» кляксография.
  • «Осьминожки» рисование ладошками.
  • «Морской конек» рисование кулачком и пальцами.
  • Творческие работы детей по пройденной теме.

8

5

3 БЛОК: «ВОЛШЕБНЫЙ ЛОСКУТОК»

  • «Нарядная матрешка» аппликация из бумаги.
  • «Украшение чайного сервиза» аппликация из ткани.
  • «Солнышко, которое мне светит» аппликация из гороха и семечек.
  • Аппликация «Подводное царство» из ткани и пуговиц.
  • «Зайчик под елкой» из бумаги.
  • Аппликация «Медвежонок» из гречневой муки.
  • Аппликация из бумаги и пера «Цыплята».
  • Творческие проекты по теме.

6

6

4 БЛОК: «ВЕСНА»

  • «Подснежник» аппликация из салфеток приемом скатывания.
  • Рисование «Моя мама» метод тычка.
  • Поздравительная открытка к 8 Марта аппликация из бумаги.
  • «Кораблик» пластилиновая мозаика.
  • Аппликация «Лебеди на озере» из бумаги.
  • Аппликация «Гусь» из манки.
  • «Ветка вербы» метод пуантилизма.
  • Творческие проекты по пройденной теме.
  • «Весеннее дерево» пластинография.
  • «Весенние березки» рисование ладошкой.
  • «Одуванчик» метод пуантилизма.
  • Аппликация «Сиреневый букет» скатывание салфеток.
  • «Ветка черемухи» рисование ластиком.
  • «Волшебный цветок» из макарон.
  • «Подсолнух» из гречневой муки и бумаги.
  • «Ромашки» метод тычка.
  • «Петушок» пластилиновая мозаика.
  • «Божья коровка» аппликация из бумаги.
  • «Цветочная поляна с бабочками» из макарон и бумаги.
  • «Цветик-семицветик» рисование пальчиками.
  • «Ветка с яблоками» пластилиновая живопись.
  • «Корзинка с цветами» пластическая живопись.
  • Коллективный проект «Весенний пейзаж» из разного материала и в разных техниках.
  • Рисование на свободную тему – рисунок на асфальте мелками.
  • Творческие проекты по пройденной теме.
  • Оформление выставки.

8

7

Участие в мероприятиях, организуемых учреждением в соответствии с планом

 

8

Итоговая деятельность: «Играя, расту!»

 

 

Итого:

30

 

 

ПРОГРАММА ПРЕДНАЗНАЧЕНАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ)

ВТОРОЙ ГОД

Наименование тем

Всего часов

1

Введение в содержание. Инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД.

-

2

Начальная диагностика

-

3

1 БЛОК: «ОСЕНЬ»

  • Рисование с натуры «Осенние подарки природы» - овощи
  • Аппликация «Подсолнухи»
  • Пластинография «Дерево с яблоками»
  • Рисование «Осенние дары природы» - методом ожившие предметы
  • Рисование «Ветка рябины»
  • Составление узора на квадрате из осенних листьев
  • Творческие работы детей по пройденным темам Октябрь
  • Рисование с натуры «Букет осенних листьев»
  • Лепка «Осенние подарки»
  • Аппликация из осенних листьев «Рыбки в аквариуме»
  • Рисование «Ёжик в осеннем лесу»
  • Рисование «Белочка готовится к зиме»
  • Коллективная работа «Листопад» – (печать листьями)
  • Творческие работы по пройденным темам Ноябрь
  • Рисование + аппликация «Птица» – выкладывание силуэта птицы горохом)
  • Рисование «Берёзы осенью»
  • Рисование «Поздняя осень»
  • Лепка «Корзинка с грибами»
  • Рисование+аппликация «Ветка калины»
  • Рисование «Пасмурный осенний день»
  • Рисование «Осенний лес»
  • Творческие работы детей

 

 

12

4

2 БЛОК: «ЗИМА»

  • Рисование «Кукла в женской национальной одежде»
  • Рисование «Кукла в мужской национальной одежде»
  • Рисование по замыслу «На чём люди ездят»
  • Рисование «Снегири на ветке»
  • Рисование «Сорока оглянулась»
  • Рисование + аппликация «Зимний лес»
  • Рисование «Зимние развлечения»
  • Коллективная работа «Зимние развлечения»
  • Знакомство с новой техникой рисования на стекле:
  • на кукурузной муке;
  • на манной крупе;
  • методом тычка по стеклу;
  • рисование ватной палочкой;
  • рисование с использованием детского крема
  • Составление орнамента из знакомых национальных элементов Украшение национального платья и обуви
  • Знакомство с хохломской росписью: (травинка, капелька, усики, завитки, кустики)
  • Рисование «Расписывание чаши хохломской росписью – шаблон
  • Рисование «Расписывание вазы хохломской росписью – шаблон
  • Рисование « Расписывание кастрюли хохломской росписью – шаблон
  • Творческие работы детей Рисование «Портрет папы»
  • Аппликация «Поздравительная открытка 23 февраля»
  • Лепка « Фигура человека в движении»

12

5

3 БЛОК «ВЕСНА»

  • Рисование «Подснежник»
  • Рисование «Комнатные растения - бальзамин»
  • Рисование «Портрет мамы»
  • Аппликация «Поздравительная открытка 8 марта» Рисование + аппликация «Ветка рябины»
  • Аппликация «Рыбки в аквариуме»
  • Рисование «Сказочная птица»
  • Рисование по замыслу «Что интересного было в этом месяце»
  • Декоративное рисование «Дымковские узоры» (кружки, точки, полоски, волнистые линии)
  • Рисование «Дымковский индюк»
  • Рисование «Дымковский конь»
  • Рисование «Барышня в нарядной одежде» Рисование «Весенний сад»
  • Коллективная работа «Перо Жар – птицы»
  • Рисование «Птицы прилетели»
  • Рисование «Цветущий сад»
  • Рисование «Берёзовая роща»
  • Рисование + аппликация «Берёзовая роща»
  • Лепка «Разнообразные бабочки»
  • Коллективная работа «Весенний пейзаж»
  • Выпускное мероприятие: «Вместе весело шагать!»

12

6

Участие в мероприятиях, организуемых учреждением в соответствии с планом

 

7

Итоговая деятельность

 

 

Итого:

36

                               

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Месяц

неделя

Старший возраст

Подготовительная к школе группа

IX

1

мониторинг

50мин.

мониторинг

60мин.

2

НОД

50мин.

НОД

60мин.

3

НОД

50мин.

НОД

60мин.

4

НОД

50мин.

НОД

60 мин.

X

1

НОД

50мин.

НОД

60 мин.

2

НОД

50мин.

НОД

60мин.

3

НОД

50мин.

НОД

60мин.

4

НОД

50 мин.

НОД

60мин.

XI

1

НОД

50мин.

НОД

60 мин.

2

НОД

50мин.

НОД

60мин.

3

НОД

50мин.

НОД

60мин.

4

НОД

50 мин.

НОД

60мин.

XII

1

НОД

50мин.

НОД

60мин.

2

НОД

50мин.

НОД

60мин.

3

НОД

50мин.

НОД

60мин.

4

НОД

25мин.

НОД

30мин.

Выставка работ

25мин.

Выставка

 работ

30мин.

I

1

НОД

50мин.

НОД

60мин.

2

НОД

50мин.

НОД

60мин.

3

НОД

50мин.

НОД

60мин.

4

НОД

50мин.

НОД

60мин.

II

1

НОД

50мин.

НОД

60мин.

2

НОД

50мин.

НОД

60мин.

3

НОД

50мин.

НОД

60мин.

4

НОД

50мин.

НОД

60мин.

III

1

НОД

50мин.

НОД

60мин.

2

НОД

50мин.

НОД

60мин.

3

НОД

50мин.

НОД

60мин.

4

НОД

25мин.

НОД

30мин.

Выставка работ

25мин.

Выставка

 работ

30мин.

IV

1

НОД

50мин.

НОД

60мин.

2

НОД

50мин.

НОД

60мин.

3

НОД

50мин.

НОД

60мин.

4

НОД

50мин.

НОД

60мин.

V

1

НОД

50мин.

НОД

60мин.

2

НОД

50мин.

НОД

60мин.

3

НОД

50мин.

НОД

60мин.

4

Выставка работ

мониторинг

50мин.

Выставка работ

мониторинг

60мин.

Итого за год

 

30 часов

 

36 часов

*НОД - Непосредственно образовательная деятельность детей (занятия)

Календарный учебный график разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012г.;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

 

 

 

 
    1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 

         Содержание программы построено по блочно-модульной технологии

  • Заполнение заданного контурного рисунка цветом.
  • Развитие технических умений для создания рисунка.

         В программе отражены все времена года, где используется разная техника рисования, а также включены такие виды художественной деятельности, как аппликация и лепка. Темы данной программы отражают аспекты окружающего мира, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

         Данная программа формирует:

  • Умение правильно держать карандаш.
  • Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами.
  • Умение смешивать краски.
  • Умение изображать предметы и объекты разных форм.
  • Владеть способами нетрадиционного раскрашивания.
  • Умение экспериментировать с изобразительным материалом.
  • Умение пользоваться трафаретами и печатями при работе.
  • Использовать навыки в самостоятельной деятельности.

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЬМИ 5- 6 ЛЕТ)

  • Вводное занятие, инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД.
  • Знакомство детей с названием программы и ее кратким содержанием, чему они должны научиться в течение учебного года и что для этого нужно.
  • Начальная диагностика.

 

1. БЛОК: «ОСЕНЬ»

Научить штриховать рисунок, не выходя за контуров одном направлении с умеренным нажимом. Закрепить знания детей об овощах и фруктах, их цвете и форме. Беседа о времени года. Какие краски преобладают в природе осенью. Познакомить детей с техникой рисования «Печатанье листьями. Закрашивать лист гуашью, переворачивать за черенок. Закрепить другие методы рисования.

Практика: Заполнение цветом заданного контурного рисунка. Развитие технических умений для создания рисунка. Рисование на свободную тему по выбору детей. Заполнение  заданного  контурного рисунка («Что такое лето», «Что созрело в огороде», «Что  созрело  в саду», «Осенний натюрморт», «Осенние  листья»,  «Осеннее  дерево»,  «Осенний  лес»,  «Ветка  рябины», «Пасмурный осенний день», коллективная работа «Осенний пейзаж») «Грибная поляна» - пластилиновая живопись.

 

2. БЛОК: «ЗИМА»

Совершенствовать разные технические приёмы рисования. Держать кисточку вертикально и ударять ею по бумаге. При работе кисть в воду не опускать. Для выразительности рисунка использовать вату. Научить детей рисовать кулачками и пальцами.

Практика: рисование («Снегопад», «В лесу родилась елочка», «Дерево зимой», «Волшебный лес», «Елочка пушистая нарядная», коллективная работа «Зимний  пейзаж»),  аппликация  («Новогодняя  открытка»,  «Звездное  небо», «Снегири на ветке», «Волшебные рисунки», «Невиданный зверь», «Осьминожка», «Морской конек»), «Мы лепим снеговиков» – пластилиновая живопись.

 

 

3. БЛОК: «ВОЛШЕБНЫЙ ЛОСКУТОК»

Учить выполнять аппликацию из разного материала. Набирать на кисть небольшое количество клея на изнаночную сторону, аккуратно скреплять детали. При использовании круп намазывать клеем небольшие участки определенной формы.

            Практика: «Нарядная матрешка», «Украшение   чайного сервиза», «Солнышко, которое мне светит», «Подводное царство», «Зайчик под елкой», «Медвежонок», «Цыплята».

 

  1. БЛОК: «ВЕСНА»

Научить детей приемам скатывания салфеток, пластилиновой мозаике. Совершенствовать такие техники рисования как тычок, кляксография, ластик, пальчиковое рисование, рисование ладошкой, пуантилизм.

Выполнение работ из пластилина методами пластилиновая живопись, пластилиновая мозаика. Уметь работать с различным материалом: бумага, ткань, гуашь, акварель, пластилин, различные крупы.

Практика: рисование («Моя мама», «Ветка вербы», «Берёзки весной», «Одуванчики», «Ветка черемухи», «Ромашки», «Цветик-семицветик», рисование на свободную тему), аппликация («Подснежник», «Поздравительная открытка к 8 Марта», «Лебеди на озере», «Гусь», «Сиреневый букет», «Волшебный цветок», «Подсолнух», «Божья коровка», «Цветочная поляна»), пластилиновая живопись («Кораблик», «Весеннее дерево», «Петушок», «Ветка с яблоками»).

 

ВТОРОЙ ГОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (6 -7 ЛЕТ)

  • Вводное занятие, инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД.
  • Знакомство детей с названием программы и ее кратким содержанием, чему они должны научиться в течение учебного года и что для этого нужно.
  • Начальная диагностика.

 

  1. БЛОК: «ОСЕНЬ»

Сентябрь

            Продолжать учить детей рисовать предметы с натуры, В аппликации практиковать метод – закручивания лепестков. Правильно подбирать цвета. Знать какие краски преобладают осенью. Закрепить технику рисования «Печать листьями» (закрашивать лист и переворачивать за черенок плотно прижимать к листу бумаги). Учить составлять узоры на квадрате.

            Практика: «Осенние подарки природы» - овощи, Аппликация «Подсолнух», Пластинография: «Дерево с яблоками», Рисование «Ожившие предметы», «Ветка рябины», «Узор на квадрате», «Осенний лес».

Октябрь

            Закрепить понятие о жанрах живописи (пейзаж). На примерах иллюстрации к картинам великих русских художников напомнить какие краски преобладают в природе осенью. Уметь рисовать предметы с натуры и по памяти. Использовать осенние листья для аппликации. Уметь смешивать краски прямо на листьях. Уметь выполнять коллективные работы.

              Практика: рисование с натуры «Букет осенних листьев», лепка «Осенние подарки»; беседа «Родная природа в творчестве русских художников»; аппликация из осенних листьев «Рыбки в аквариуме», аппликация «Ёжик в осеннем лесу»; рисование «Белочка готовится к зиме», коллективная работа «Листопад»,

творческие работы детей по пройденным темам.

Ноябрь

              Уметь совмещать рисование и аппликацию, совершенствовать умение работать в различных техниках, как с красками, так и с пластилином. Уметь передавать в рисунке определённую погоду и настроение (дождь, деревья потемнели, гнутся от ветра, по небу движутся тёмные тучи). Использовать в работе различный материал (горох, салфетки).

                        Практика: рисование + аппликация «Выкладывание горохом силуэта птицы»; рисование «Берёзы осенью», «Поздняя осень», лепка «Корзинка с грибами»; рисование + аппликация «Ветка калины», рисование «Пасмурный осенний день», творческие работы детей.

 

  1. БЛОК «ЗИМА»

Декабрь

            Иметь представление о русской национальной одежде. Знать части одежды: (Рубаха – косоворотка с разрезом ворота на левой стороне, подпоясанный кушаком и вышитый на подоле и груди, цвет – синий. Портки полосатые, на ногах лапти). Расширять знания о птицах. Рисовать птиц гуашью и простым карандашом. Создавать сюжетные рисунки по представлению.

              Практика: рисование «Кукла в национальной женской одежде», «Кукла в национальной мужской одежде, рисование по замыслу «На чём люди ездят», «Снегири на ветке», «Сорока оглянулась»; рисование + аппликация «Зимний лес», рисование «Зимние развлечения», коллективная работа «Зимний пейзаж».

Январь

              Знакомство с национальными орнаментами. Уметь рисовать орнаменты, применяя разную не традиционную технику и используя при этом разный материал: крупы, детский крем, гуашь. Работа ведётся с применением оргстекла.

              Практика: рисование элементов национальных орнаментов на оргстекле; рисование «Украшение национального платья», «Украшение национальной обуви».

Февраль

              Знакомство с элементами хохломской росписи: (травинки, капельки, усики, завитки, кустики, листочки, ягодки, цветы). Знать, что при росписи используют 2 письма (верховое, фоновое). Цветовая гамма: (красный, чёрный, золотой, зелёный, жёлтый). Неизменный элемент «Травка». В рисовании также используются ягоды: (земляника, малина, ежевика, чёрная и красная смородинка). Уметь самостоятельно расписывать шаблоны посуды.

              Практика: расписывание шаблонов посуды элементами хохломской росписи; рисование «Мой папа», Аппликация «Поздравительная открытка к 23 февраля», лепка «Фигура человека в движении».

 

  1. БЛОК «ВЕСНА»

Март

              Уметь отражать в рисунке времена года и применять соответствующие краски. Знать комнатные растения и рисовать их с натуры (бальзамин). Отражать в рисунке его характерные особенности (ярко красные и малиновые цветки). Уметь изображать сказочную птицу. Рисуя все части тела обычной птицы, всё это украшено необыкновенными красивыми перьями. Элементы росписи: (круги большие и маленькие, ромбики, овалы, волнистые линии, точки, штрихи, и.т.д.)

              Практика: рисование «Подснежник», «Бальзамин», «Портрет мамы»; аппликация «Поздравительная открытка к 8 марта»; рисование + аппликация «Ветка мимозы»; аппликация «Рыбки в аквариуме»; рисование «Сказочная птица», рисование по замыслу «Что интересным было в этом месяце».

Апрель

                Знакомство с элементами «Дымковские узоры». Фон белый, узоры: (кружки, точки, полоски). Используются цвета: (красно-алый, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый). Уметь обводить шаблоны, раскрашивать, применяя различные узоры и вырезать их.

                Практика: декоративное рисование «Дымковские     узоры», «Дымковский индюк», «Дымковский конь», «Барышня в нарядной одежде»; рисование «Весенний сад»;

коллективное рисование «Перо Жар – птицы»; рисование «Птицы прилетели», творческие работы детей.

Май

              Совершенствовать традиционные техники рисования, умение подбирать цвета, соответствующие времени года. Учить изображать цветущие деревья, строение дерева, весенние цветы, знать и называть отличительные особенности. Правильно располагать рисунок на листе бумаги. Использовать в работе различный материал: поролон, ластик, салфетки.

              Практика: рисование + аппликация «Цветущий           сад», «Берёзовая роща», «Ветка сирени», лепка «Разноцветные бабочки»; коллективная работа «Весенний пейзаж», творческие работы детей, оформление итоговой выставки.

 
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

    1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Мониторинг детского развития и образовательного процесса проводится два раза в год: сентябрь, май.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные            периоды пребывания в ООО «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ПАРАЛЛЕЛИ» анализ продуктов детской деятельности.

Результаты изобразительной деятельности, конструирования и художественного труда  материализуются в форме  конкретного  продукта (рисунка, коллажа, модели), объективно отражают динамику художественного и общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка.

Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, цвет, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.

Для отслеживания результатов детского творчества в течение года проходят конкурсы, викторины, тестирование, беседы с детьми; изготавливаются подарки и сувениры к праздникам; детские работы используются в оформлении интерьере.

Идея программы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях восприятии, исполнительства, творчества – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.

В коллективной художественно – продуктивной деятельности дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. В совместной деятельности дошкольники осваивают правила поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества, дружеское расположение друг к другу, отзывчивость, забота, стремление к сотрудничеству, достижению общих целей, готовность прийти на помощь.

 

Критерии и показатели уровней развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста

 

Критерии

Показатели

1. Технические умения

  • умение пользоваться карандашом;
  • умение пользоваться кисточкой и красками;
  • владением формообразующими движениями.

2. Умение перевода реального объекта в графический образ

  • умение передавать форму;
  • умение правильно передавать пропорции предмета;
  • умение правильно передавать строение, пространственное положение предмета и его частей.

3. Самостоятельность замысла

  • умение самостоятельно замыслить и получить результат.

Уровни развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста

 

Уровень

Описание изобразительных умений

Высокий уровень

  • Ребенок умеет правильно держать карандаш, кисть, правильно пользоваться акварельными красками, гуашью.

 

  • В работе с карандашом сознательно применяет выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); регулирует нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков; регулирует силу нажима и направление движения кисти при передачи изображения. Линии мягкие, используют мелкие штрихи, различные сочетания линий, умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг овал, многоугольники.

 

  • В работе с акварельными красками умеет правильно накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавляя белила; умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Реагирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии мягкие, использует мелкие штрихи, различные сочетания линий.

 

  • Форма сложная, передана точно; пропорции предмета соблюдаются. Правильно определяется величина изображения в зависимости от размера листа. Соблюдаются пропорции между                         элементами сюжетных изображений; части предмета верно расположены.

 

  • Правильно передано в рисунке пространство (близкие предметы расположены ниже на бумаге, дальние - выше, переднее - крупнее равных по размеру, но удаленных).

 

  • Проявляют самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Изображает человека и все, что его окружает. Задания выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращаются с вопросами.

Средний уровень

  • Ребенок не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется акварельными красками и гуашью.

 

  • В работе с карандашом слабо владеет техникой карандашного рисунка (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); не всегда может регулировать нажим и направление штриховки. Закрашивает изображение крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура, линия дрожащая, слабая.

 

  • В работе с акварельными красками не всегда умеет правильно использовать кисть для передачи изображения.

 

  • Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали; есть искажения пропорциональности предметов. Не всегда ровно определяет величину изображения в зависимости от размера листа и пропорций между элементами сюжетных рисунков; расположение частей предметов немного искаженно. Есть ошибки в изображении пространства.

 

  • Замысел основан на наблюдениях, но не отличается самостоятельностью, в процессе рисования может меняться. Ребенок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями. Обращается к педагогу за помощью в решении изобразительных задач.

 

 

Низкий уровень

  • Ребенок не умеет правильно держать карандаш и кисть, пользоваться акварельными красками и гуашью.

 

  • В работе с карандашом не владеет техникой карандашного рисунка (графические приемы использует несознательно); использует карандаш без регулировки нажима и направления штриховки, закрашивает беспорядочными линиями, не умещающимися в пределах контура.

 

  • В работе с акварельными красками не владеет элементарными навыками пользования кисти. Не владеет техникой работы с художественными материалами для получения оттенков цвета; закрашивает беспорядочными мазками, не умещающимися в пределах контура. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику.

 

  • Форма не удалась, искажения значительны. Объект не узнаваем. Пропорции предмета переданы не верно. Не учитывается размер листа при определении величины предмета. При сюжетном единстве изображения пропорции не соблюдаются; части предмета расположены не верно.

 

  • Отсутствие ориентировки изображения как в отношении пространственной ориентации листа, так и в расположении изображаемых предметов по отношению друг к другу.

 

  • Замысел стереотипный. Ребенок изображает отдельные, не связанные между собой предметы (предметный мир).

 

  • Не проявляет самостоятельности и инициативы. Выполняет работу так, как указывает взрослый. С вопросами к педагогу не обращается, нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого.
 

Таким образом, на основе суммирования баллов по данным критериям можно выразить степень развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного возраста. Система оценок, которые мы используем для определения уровня изобразительных умений в рисовании:

2 балла - у ребенка развитые изобразительные умения.

1 балл - у ребенка недостаточно развиты изобразительные умения, ребенок справляется с заданием по каждому из критериев с небольшими ошибками или с помощью взрослого.

0 баллов - у ребенка не развиты изобразительные умения, ребенок не справляется с заданием и допускает много ошибок. Полученные оценки, за каждое задание, суммируются и соотносятся соответственно с тремя уровнями развития изобразительных умений в рисовании:

Высокий уровень 12 - 10 баллов

Средний уровень – 9 – 7 баллов

Низкий уровень - 6 - 0 баллов

Со старшими дошкольниками проводятся три серии диагностических заданий с интервалом в 2-3 дня. Первая серия заданий предназначена для выявления у детей уровня умений, связанных с техникой использования орудий деятельности, владение формообразующими движениями. Вторая серия заданий - для выявления у детей уровня умений переводить реальный объект в графический образ. Третья серия направлена на выявление самостоятельности замысла. Ниже приводится описание диагностических заданий.

 

1 серия заданий

Задание 1. Тема: «Теремок» (рисование карандашом).

Цель: Выявить уровень сформированности технических умений: умение правильно держать карандаш; умение регулировать силу нажима на карандаш, штриховать, изменять направление движения руки в зависимости от формы предмета.

Задание 2. Тема: «Корзина с фруктами» (рисование красками с натуры).

Цель: Выявить умения правильно держать кисть, регулировать силу нажима, изменять направление движения руки; умение насыщать кисть краской.

Задание 3. Тема: «Орнамент с ягодками и листочками» (рисование по мотивам хохломской росписи).

Цель: Выявить умения пользоваться кистью при разных приемах рисования, владение ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, точек и т.д.)

 

Для выявления уровня сформированности второго компонента-владение умениями переводить реальный объект в графический образ (в него входят умение правильно передавать форму предмета, умение правильно передавать пропорции предмета, умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей) нами использовались следующие задания:

 

2 серия заданий.

Задание 4. Тема: «Елочка» (рисование карандашом).

Цель: Выявить умения передавать форму предмета, его строение, величину; умение располагать изображение на листе, передавать пропорции предмета, движение (персонажей из сказки); умения передавать цвет для выразительности образа.

Задание 5. Тема: «Корзина с фруктами» (рисование красками с натуры).

Цель: Выявить умения передавать форму (вазы), пропорции предметов, расположение на листе изображения, использование цвета.

 

Для выявления третьего компонента – самостоятельности замысла – использовали следующую серию заданий

 

3 серия заданий.

Задание 6. Данную тематику дети выбирают сами.

Цель: Определить уровень самостоятельности замысла. Конкретное содержание рисунка ребенок дошкольник выбирает сам.

 

    1. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа может реализовываться педагогом, имеющим среднее профессиональное или высшее педагогическое образование.

Педагог должен осуществлять обучение и воспитание обучающихся (воспитанников) с учётом специфики программы, вести в установленном порядке документацию, соблюдать права и свободы обучающихся (воспитанников), поддерживать связь с родителями (законными представителями), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности, соблюдать трудовую дисциплину.

 Педагог помимо хорошей профессиональной подготовки должен обладать умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения с детьми.

Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий, поэтому важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.

От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.

 

Требования к педагогам дополнительного образования

Требования к образованию и обучению:

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или

Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования педагогической направленности или

Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации не менее чем за два года обучения по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ.

Требования к опыту практической работы: не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника – для старшего педагога дополнительного образования.

 

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями воспитанников

Работа по формированию у детей интереса к произведениям народного и национального искусства, в условиях ООО «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ПАРАЛЛЕЛИ», с привлечением родителей, может осуществляться в разных формах. Одной из них, наиболее интересной и приемлемой, является проведение:

  • консультаций;
  • бесед;
  • выставок.

Родители призваны способствовать постоянному накапливанию у дошкольников эстетических впечатлений. При восприятии природы необходимо обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, запахов, на совершенство строения живых и неживых объектов природы и целенаправленно воспитывать отзывчивость к красоте природы, побуждать воспринимать природу как источник красоты в искусстве.

 

Основные цели и задачи:

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни ООО «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ПАРАЛЛЕЛИ».

 

Основные задачи взаимодействия педагогов ООО «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ПАРАЛЛЕЛИ» с семьями воспитанников:

  • изучение отношения педагогов и родителей (законных представителей) к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности организации и семье;
  • знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом воспитания в организации и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского и семьи в решении данных задач;
  • создание в организации условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, республики);
  • поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

 

Формы информационного взаимодействия с родителями (законными представителями) по основным линиям развития ребенка

  • Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по рисованию и лепке с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
  • Демонстрация фотоматериалов с изображением результатов конструирования детей из различных материалов с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
  • Организация  поквартальных  выставок  детских  работ  по  свободной

(самостоятельной) деятельности.

 

 

    1. ВРЕМЯ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Занятия проводятся в групповом помещении во вторую половину дня.

Для эффективного осуществления педагогического процесса в группе создаётся развивающая среда, в которой характеризуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребёнок в течение дня мог найти себе увлекательное занятие.

При создании среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывается ряд требований:

• Соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития

• Предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности

• Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения.

Развивающая среда опирается на принципы:

• Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития

• Принцип информированности, обогащённости

• Принцип активности

• Принцип эмоциональной насыщенности

• Принцип системности

• Принцип статичности и подвижности

• Принцип эмоционального благополучия и комфортности

• Принцип закрытости

• Принцип обеспечения половых различий

• Принцип универсальности

Программа рассчитана на возрастную категорию детей:

  • 5 – 6 лет: первый год образовательных отношений;
  • 6 – 7 лет: второй год образовательных отношений.

Срок реализации программы: 2 года.

  • 5 – 6 лет: 30 часов;
  • 6 – 7 лет: 36 часов.

Наполняемость групп:

  • 5 – 6 лет: 5-7 человек
  • 6 – 7 лет: 5-7 человек

Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю с перерывами на физкультминутки:

  • для детей 5 – 6 лет: 25 минут с перерывом 10 минут.
  • для детей 6 – 7 лет: 30 минут с перерывом 10 минут.

Данная образовательная деятельность соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Вся деятельность в ООО «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ПАРАЛЛЕЛИ» строится на игровых технологиях.

 

    1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Используются следующие формы работы:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Используются следующие методы работы:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
  • наглядные (практическое наблюдение);
  • игры на развитие творческих способностей;
  • психогимнастические этюды для  обучения пониманию и выражению эмоционального состояния (М.В. Чистякова);
  • метод  «Художник  и          зритель» - постоянная смена ролей          детьми по отношению к работам мастеров или своим собственным (В.И. Волынкин);
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире (И.А. Лыкова);
  • метод сенсорного насыщения (И.А. Лыкова);
  • метод разнообразной художественной практики (И.А. Лыкова);
  • метод создания ассоциаций и образных сравнений (Н.В. Микляева);
  • метод ролевой децентрации (Н.В. Микляева);Метод художественного анализа и оценки (Н.В. Микляева).

 

    1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Организация располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение предусмотренных программой теоретических и практических занятий.

Материально-техническая база включает в себя: учебная комната №7 (пл. 21,6 кв.м.), оборудованная мебелью:

  • Стол детский двухместный (5 шт.).
  • Стул детский (7 шт.).
  • Доска (1 шт.).
  • Шкаф для хранения пособий (1 шт.).
  • Мольберт (3 шт.).
  • Музыкальный центр (1 шт.).
  • Видеопроектор (1 шт.).
  • Стол для преподавателя (1 шт.)
  • Стул для преподавателя (1 шт.)
  • Ноутбук (1 шт.)

 

Инструменты и материалы:

  • Карандаши цветные.
  • Графические карандаши.
  • Фломастеры.
  • Восковые мелки.
  • Гуашь.
  • Акварельные краски.
  • Кисточки.
  • Свечи.
  • Поролоновые тампоны.
  • Клей карандаш.
  • Стаканчики-непроливайки.
  • Салфетки для кисточек.
  • Подставка для кисточек.
  • Салфетки х\б для рук.
  • Копировальная бумага.
  • Подручный материал: сухие листья, цветы, сырые овощи, поролон, нитки, пластилин, ткань, природный материал и др.
  • Бумага разного формата и фактуры.
  • Тушь.

 

Учебно – методические пособия:

  • Тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи» и др.).
  • Дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции («Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.).
  • Технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы («Цветы», «Космос», «Насекомые», «Звери» и др.).
  • Серия альбомов для детского творчества «Наш вернисаж».

 

Помещение для занятий достаточно просторно и освещено согласно нормам СанПин. Мебель соответствует нормам.

 

 
  1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Нормативно-правовые документы и методические рекомендации

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. ФГОС дошкольного образования Приказ от 17.10.2013 № 1155
  3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н) и др.
  4. Комментарии к ФГОС дошкольного образования (Письмо Минобрнауки от

28.02.2014 N 08-249)

5.      СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

 

Научно-методическое обеспечение программы

  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программы и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 – 7 лет / Т.С. Комарова М.: Мозаика – Синтез, 2010, 120с.
  • Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2013, 114с.
  • Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно- эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО / И.А. Лыкова. - М., Цветной мир, 2014, 144с.
  • Лыкова И.А. Дружная семейка. Детское художественное творчество / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2014, 64с.
  • Лыкова И.А. Живые узоры / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2014, 64с.
  • Лыкова И.А. Народный календарь. Осень золотая / И.А. Лыкова, В.И. Шипунова. - М., Цветной мир, 2013, 96с.
  • Лыкова И.А. Народный календарь. Зима - чародейка/ И.А. Лыкова, В.И. Шипунова. - М., Цветной мир, 2013, 96с.
  • Лыкова И.А. Народный календарь. Весна – красавица / И.А. Лыкова, В.И. Шипунова. - М., Цветной мир, 2013, 96с.
  • Лыкова И.А. Народный календарь. Лето красное / И.А. Лыкова, В.И. Шипунова. - М., Цветной мир, 2013, 96с.
  • Лыкова И.А.Разноцветный мир. Рисование / И.А. Лыкова. - М., Цветной мир, 2014, 64с.

 

Литература

  • К.К. Утробина Г.Ф, Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир» - М: издательство

«Гном и Д», 2006 год.

  • Казакова Т. Занимаемся искусством с дошкольниками: методическое пособие / Т. Казакова, И. Лыкова, Г. Пантелеев, Л. Пантелеева, Т. Рубан, К. Тарасова. – М.: Сфера, 2011, 112с.
  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программы и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 – 7 лет / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика – Синтез, 2010, 120с.
  • Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика – Синтез, 2013,160с.
  • Лопатина А.А. Краски рассказывают сказки / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – М.: Философская книга, 2014, 208с.
  • Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2013, 114с.
  • Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007, 144с.
  • Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-

эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО

/И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2014, 65с.

  • Лыкова И.А. Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии / И.А. Лыкова, А.И. Буренина. – М.: Цветной мир, 2012, 144с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. №1155 [Электронный ресурс].
О компании
Наша компания вот уже более 5 лет работает на рынке услуг по производству мебели. Мы работаем по индивидуальным эскизам и предоставляем своим клиентам качественную, прочную и удобную мебель по выгодным ценам.Почему вот уже 5 лет количество благодарных клиентов непрестанно растет, как и наша репутация, а положительные отзывы о нас множатся?
Мы гарантируем, что заказанная у нас мебель, украсит любой дом или офис.
Записаться
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
ИНН: 5012998086
ОГРН : 1125000003017
М.О., Балашиха, мкр.Железнодорожный, ул. Пролетарская д.7
Заказать звонок
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена